Маркировка лекарственных средств 2024

С 1 октября 2020 года в России вступила в силу обязательная маркировка духов и туалетной воды. Давайте разберемся, как работать с маркированной парфюмерией, какие требования нужно соблюдать и какие риски вас ждут при отказе от соблюдения требований при продаже.

Закон о маркировке духов

С 1 июля 2020 года была введена обязательная маркировка для лекарственных средств. Участники оборота лекарств начали отчитываться в систему Мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП) обо всех операциях с маркированными лекарствами.


Все детали маркировки и мониторинга оборота лекарственных средств описаны в Федеральном законе от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и Постановлении Правительства РФ от 14.12.2018 № 1556 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения».

В статье мы рассмотрим основные требования и изменения на 2024 год.

Препараты, подлежащие маркировке

Маркировка является обязательной для лекарственных препаратов со следующими кодами:

  • ОКПД 2 21.20.10;
  • ТН ВЭД ЕАЭС 3004 (кроме 3002, 3005 или 3006);
  • ТН ВЭД ЕАЭС 3002150000.

В 2024 году список товаров, подлежащих маркировке, расширится. Есть несколько важных дат, на которые стоит обратить внимание:

С 25 декабря 2023 года по 31 августа 2024 года проводится эксперимент по маркировке и прослеживанию лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

С 29 декабря 2023 года по 31 декабря 2024 года проводится эксперимент по прослеживаемости лекарственных средств и фармацевтического сырья:


  • провитамины и витамины;
  • антибиотики;
  • гормоны;
  • глюкоза;
  • ментол;
  • салициловая кислота и т.д.

С полным перечнем товаров, участвующих в эксперименте, можно ознакомиться на сайте «Честного знака».

На какие товары не требуется маркировка

1. Лекарственные препараты, изготовленные:

  • аптеками;
  • ветеринарными аптеками;
  • ИП, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

2. Лекарства, произведенные до 01.07.2020, если их срок хранения еще не истек.

Как правильно маркировать лекарства

Код Data Matrix наносится на этикетку или вторичную (потребительскую) упаковку лекарственного препарата, а в случае ее отсутствия – на первичную упаковку. Исключение составляет «Этанол»: код наносится на вторичную упаковку, только если она является индивидуальной. Если во вторичной упаковке находятся более одной единицы препарата, маркировка наносится на первичную упаковку.

Участники маркировки лекарств

Производители:

Обязанности: наносить маркировку на товар, отчитываться о введении нового кода в оборот.


Дистрибьюторы:

Обязанности: регистрировать получение препарата и передачу его далее по цепочке.


Аптеки:

Обязанности: следить за наличием правильной маркировки и передавать данные в базу «Честный Знак» при продаже товара.


Медцентры:

Обязанности: следить за наличием правильной маркировки и передавать данные в базу «Честный Знак» при списании товара.


В целом работа с маркировкой включает в себя следующие этапы:


  1. Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на упаковку товара.
  2. При отгрузке товара дистрибьютору производитель предоставляет список кодов с упаковок лекарств.
  3. Дистрибьютор подтверждает получение кодов, принимает товар и отправляет его в аптеку/медцентр.
  4. При приемке лекарств аптеки и медцентры сканируют все коды с упаковок и отправляют их в систему маркировки и поставщику для подтверждения.
  5. Дистрибьютор получает коды, подтверждает их и отправляет в МДЛП.
  6. Аптеки передают данные о маркировке при продаже товара. Для продажи лекарств необходима онлайн-касса, подключенная к ОФД. При сканировании кода с упаковки товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных передает информацию в систему маркировки.
  7. Медцентры и стоматологические клиники передают данные о маркировке при списании товара. Для списания лекарств необходимо получить в ЦРПТ регистратор выбытия. Перед вскрытием упаковки код сканируется и данные отправляются в МДЛП.

Проверка маркированной продукции перед продажей

С 1 апреля поэтапно вводится разрешительный режим на кассах для маркированных товаров. Аптекам стоит обратить внимание на следующие даты:

  • С 1 ноября 2024 года для антисептиков и БАДов вводится обязательный режим онлайн-проверки.
  • С 1 марта 2025 года проверка в режиме офлайн становится обязательной для всех товарных групп, кроме безалкогольных напитков.

Что нужно сделать для подготовки к разрешительному режиму:

  1. В личном кабинете системы «Честный знак» получить ключ доступа для проверки товаров с маркировкой перед продажей. На каждый ИНН требуется свой ключ.
  2. Обновить кассовую программу до актуальной версии и ввести свой ключ доступа для выполнения проверок.
  3. Обучить кассиров продаже товаров по новым правилам и разрешению проблемы с запретом продажи товара, если код маркировки не прошел проверку.
  4. Начать выборочную проверку товара во время приемки от поставщика, чтобы убедиться, что коды считываются и информация о товаре отображается корректно.

Если начать проверку на кассах уже сейчас, Вы сможете подготовиться к точному выполнению требований и наладить бизнес-процессы работы с маркировкой. Мы можем помочь Вам на любом этапе:

  • Обновление 1С и программы для маркировки;
  • Получение УКЭП, регистрация в системе «Честный ЗНАК» и ИС МДЛП;
  • Подбор необходимого оборудования для маркировки лекарственных препаратов;
  • Консультация по получению регистраторов выбытия;
  • Обучение сотрудников.

В случае, если вас заинтересовали услуги технической поддержки касс от нашей компании, вы всегда можете позвонить по телефону +7 (3412) 330−031. Удаленная техподдержка работает каждый день с 8:00 до 22:00. Наш IT-отдел поможет вам с задачами любой сложности:

  • Исправление ошибок кассового ПО
  • Установка/замена ФН
  • Перерегистрация ККТ
  • Настройка ККТ для передачи фискальных данных ОФД
  • Передача неотправленных чеков ОФД
  • Подключение ККТ в личном кабинете ОФД
  • Восстановление пароля к ЛК ОФД
  • Снятие отчета по выручке из аварийного ФН

Услуги «АТС»

Контакты

sales@ats-it.ru
+7 (3412) 330-031
Ижевск, ул.Воровского, 129
График работы:
Офис: 08:00 – 17:30 (ПН–ПТ)
свяжитесь с нами
Удаленная техподдержка: 8:00 – 22:00 (7 дней в неделю)