Разрешительный порядок продажи маркированной продукции в 2024

  • /
Многие представители торговых компаний уже в курсе того, что весной 2024 начал действовать разрешительный порядок продаж товаров с маркировкой. Пока что это касается лишь некоторых товарных групп: сначала пиво и табачные изделия, затем молочной продукции, воды и некоторых других.

Расскажем, как именно будет вводиться разрешительный порядок, как он повлияет на продажи и возможности торговых точек.

Новые правила на кассах: "Честный знак" не даст обмануть

С 1 апреля 2024 года на предприятиях общепита и розничной торговли вводится новый порядок работы с кассовыми аппаратами. Он будет контролировать продажу товаров, которые имеют специальную маркировку (Data Matrix код).


Что это значит?


  • Кассир больше не сможет просто пробить чек на любой товар.
  • Система "Честный знак" будет проверять, действителен ли код товара, в порядке ли его срок годности, и соответствует ли цена установленным порогам.
  • Если с товаром все в порядке, касса разрешит продажу.
  • Если есть проблемы, пробить чек не получится.

Говоря по-простому, с разрешительным режимом данные о попытке продажи сначала будут поступать в систему “Честный знак”, а затем та будет выдавать разрешение или запрет на печать чека. Естественно, что вся ККТ должна в этом случае работать через интернет.


Процесс продажи маркированных товаров с использованием разрешительного режима:


  1. На кассе сканируется код маркировки, ККТ отправляет его в “Честный знак”.
  2. На стороне ЧЗ код проверяется в системе на соответствие правилам продажи.
  3. Если проверка не пройдена, то система запрещает дальнейшую продажу.
  4. В ином случае касса пробивает чек, продажа разрешена.
  5. Сведения о продаже отправляются в ОФД.
  6. Оператор информирует “Честный знак” и код маркировки уходит из оборота.

Официальные правила работы разрешительного режима и соответствующей продажи маркированных товаров определены в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 №1944

Все о разрешительном порядке продажи маркированных товаров
Разрешительный режим продажи маркированных товаров задействует систему "Честный Знак"

Поэтапный переход к разрешительному режиму

Сначала правила разрешительной продажи будут действовать для пива и табака, затем они распространятся на молоко, воду и другие товары.


Важные даты


Далее приведем таблицу с конкретными датами введения новых правил для разных товаров и размеров бизнеса:

Дата
Товарные группы, для которых вводится РР
С 1 апреля 2024
Сигареты;

Пиво и слабоалкогольные напитки в кегах
С 1 мая 2024
крупные торговые сети (50+ магазинов)
Молоко и молочная продукция;

Вода в упаковке;
С 1 сентября 2024
все остальные продавцы
Молоко и молочная продукция;

Вода в упаковке;
С 1 ноября 2024
Пиво в упаковке и слабоалкогольные напитки;

Антисептики;

Биологически активные добавки (БАД);

Обувь;

Фотоаппараты;

Шины;

Одежда;

Парфюмерия.
С 5 февраля 2025
Безалкогольные напитки в пластике, стекле и алюминиевых банках (кроме соков, морсов, нектаров, напитков на растительном сырье)
1 марта 2025
Медицинские изделия и инвалидные кресла
С 1 июня 2025
Все безалкогольные напитки в любой упаковке

Разрешительный режим продажи маркированной продукции вводится, чтобы предотвратить продажу просроченных или поддельных товаров и обеспечить более честную конкуренцию на рынке. Так или иначе, все предприятия розничной торговли будут иметь с ним дело в будущем. Позаботьтесь о готовности торговых точек уже сегодня.


Разрешительный режим не применяется в следующих случаях:


  • Удаленные регионы: Если касса работает в автономном режиме без передачи данных в ОФД и систему маркировки, то режим не действует.
  • Освобождение от ККТ: Компании и ИП, освобожденные от использования контрольно-кассовой техники, не обязаны использовать передачу данных в “Честный знак”.
  • Продукция из цистерн: Продажа молока или кваса из цистерн не подпадает под действие режима.
  • Немаркированные товары: Продажа товаров, не подлежащих маркировке, не требует обращения в "Честный знак".
  • Особые случаи в общепите: Для некоторых товаров (например, кеговое пиво, слабоалкогольные напитки) в общепите вместо кода маркировки в чеке указывается код товара (GTIN).
  • Торговые автоматы: Продажа товаров через торговые автоматы не требует использования разрешительного режима.
  • Продажа по образцам/онлайн: Продажа товаров по образцам или онлайн с одновременным выводом из оборота.

Разрешительный режим: проверка кодов и решение проблем


Как работает проверка кодов "Честным знаком":


Система "Честный знак" использует 7 критериев для проверки кодов маркировки при продаже. Если код не проходит проверку, касса выдаёт ошибку.


Что делать, если код не прошел проверку:


В момент продажи: Объясните покупателю ситуацию и предложите заменить товар. Если товара больше нет, предложите альтернативу. Продавать товар с неверным кодом нельзя, так как он считается нелегальным.


После продажи:


  • Выясните причину ошибки в коде.
  • Примите меры для её исправления.

В таблице вы найдете причины и решения для различных ошибок.

Причина запрета продажи
Порядок действий
В системе отсутствует информация о коде маркировки
Запрос для поставщика на проверку корректности кода в УПД: лишние или неправильные символы, пробелы и т.п.

Можно обратиться в службу поддержки “Честного знака” любым способом и уточнить, почему именно возникает проблема.
В “Честном знаке” нет информации о том, что код введен в оборот или нанесен на товар.
Запрос для поставщика на проверку ввода кода в оборот. Проверить также все некоторые другие товары в партии, чтобы определить масштаб проблемы.
Товар уже был продан
Молоко и молочная продукция;

Проверка по чекам, действительно ли был пробит товар с таким кодом маркировки, обращение в службу поддержки “Честного знака”
Цифровая часть кода (криптохвост) не прошла проверку подлинности
Обращение в службу поддержки “Честного знака”
Товар просрочен
Проверка товаров (в т.ч. других из той же партии) на просрок.
Цена продажи алкоголя/табака выше или ниже максимальной
Корректировка и актуализация цен
Товар официально запрещен к продаже/занесен в стоп-лист “Честного знака”
Ликвидация партии

Подготовка торговой точки к внедрению разрешительного режима

Получите специальный токен: Токен обеспечивает доступ к серверам "Честного знака". В системах СБИС токен генерируется автоматически, в других системах его нужно получить у разработчика или через личный кабинет "Честного знака".


Обновите кассовую программу: Актуализируйте ПО для поддержки разрешительного режима. В некоторых системах обновления осуществляются автоматически, в других лучше уточнить у разработчика.


Обучите сотрудников: Проведите инструктаж для кассиров о новых правилах, чтобы они были готовы к возможным проблемам с кодами. Разработайте подробную инструкцию для сотрудников о том, как действовать при ошибках, как общаться с покупателями и кому сообщать о проблемных кодах.


Проверяйте коды маркировки при приемке товара: Проверяйте коды при приемке товара выборочно или полностью, чтобы минимизировать вероятность ошибок при продаже.


Как ускорить приемку товаров? Можно использовать программы на смартфоне, сканер штрихкодов или терминал сбора данных (ТСД). Выбор зависит от размера вашего склада и возможностей бизнеса.


Смартфон:


  • Используйте приложения для проверки;
  • Работает как мини-ТСД, показывая проблемные товары на экране;
  • Скорость приемки сопоставима со сканером (3-5 минут на палету);
  • Минус: разряжает батарею быстрее, чем другие приложения;
  • Подходит для небольших складов.

Сканер штрихкодов:


  • Бюджетный и удобный вариант;
  • Минус: нет экрана, поэтому для проверки кодов нужно возвращаться к компьютеру;
  • Подходит для небольших складов.

ТСД (терминал сбора данных):


  • Самый продвинутый вариант: быстрое сканирование, 12 часов работы без подзарядки, защита от падений;
  • Подходит для больших складов и крупных поставок;
  • Дороже сканера.

Работа системы "Честный знак" в случае сбоев

При отключении интернет-соединения продажа товаров возможна без онлайн-проверки кодов в течение 72 часов. Если в системе маркировки найдены сбит: проверка кодов отменяется на время аварии и 3 дня после ее устранения.


С 1 марта 2025 года будет действовать оффлайн-проверка: внутри системы на торговой точке будет формироваться база товаров и кодов, запрещенных к продаже. При отсутствии интернета проверка будет производиться по этой базе.

Влияние разрешительного режима на продажи:

Скорость продаж: Проверка кода должна занимать не более 1,5 секунды. Если сервер не отвечает, продажа возможна без последствий.

Задержка при проблемах с кодом: Если код неверный, потребуется время для замены товара.


Преимущества разрешительного режима для магазинов:


+ Дополнительная точка контроля: Невозможно продать просроченный товар, что снижает риск претензий от покупателей.

+ Контроль сроков годности: Saby (СБИС) помогает отслеживать сроки годности всех товаров, не только маркированных.

+ Контроль цен: Система автоматически проверяет минимальную/максимальную розничную цену, предотвращая штрафы.

+ Защита от некачественного товара: Система блокирует продажу некачественных партий товара, защищая репутацию магазина.

+ Соблюдение правил маркировки: Помогает избежать штрафов за неправильное использование системы маркировки.


Совет: Обратитесь к специалистам, чтобы выбрать лучший вариант программно-аппаратного комплекса для эффективного управления товарами и оптимизации продаж в рамках внедрения разрешительного режима продажи.

Штрафы за нарушение правил продажи товаров с маркировкой

За нарушение правил работы с маркированными товарами предусмотрена административная и уголовная ответственность. Роспотребнадзор не только штрафует нарушителей, но и проводит конфискацию нелегальных товаров.


После запуска разрешительного режима кассы будут блокировать незаконные розничные продажи. А за продажи в обход кассы по‑прежнему грозят серьезные штрафы. Полный список можно увидеть на сайте «Честного знака», в таблице укажем основные из них.

Штрафы за нарушение разрешительного режима продажи товаров с маркировкой
Штрафы за нарушение разрешительного порядка продажи маркированных товаров

Чтобы избежать штрафов и нарушений, рекомендуем заранее подготовиться к полноценному вводу разрешительного режима. В компании “АТС” мы знаем все о маркировке, проводим автоматизацию торговых предприятий и HoReCa под этот процесс, “проводим за руку” как при организации розничной торговли, так во время оптимизации.


Обращайтесь по любым вопросам продажи маркированных товаров: наши специалисты всегда готовым помочь с тем, чтобы ваша торговля функционировала без сбоев и простоев.

В случае, если вас заинтересовали услуги технической поддержки касс от нашей компании, вы всегда можете позвонить по телефону +7 (3412) 330−031. Удаленная техподдержка работает каждый день с 8:00 до 22:00. Наш IT-отдел поможет вам с задачами любой сложности:

  • Исправление ошибок кассового ПО
  • Установка/замена ФН
  • Перерегистрация ККТ
  • Настройка ККТ для передачи фискальных данных ОФД
  • Передача неотправленных чеков ОФД
  • Подключение ККТ в личном кабинете ОФД
  • Восстановление пароля к ЛК ОФД
  • Снятие отчета по выручке из аварийного ФН

Услуги «АТС»

Контакты

sales@ats-it.ru
+7 (3412) 330-031
Ижевск, ул.Воровского, 129
График работы:
Офис: 08:00 – 17:30 (ПН–ПТ)
свяжитесь с нами
Удаленная техподдержка: 8:00 – 22:00 (7 дней в неделю)